Выбор оптимальной системы управления контентом

Выбор системы управления контентом встает перед каждым заказчиком сайта, и допущенную ошибку будет достаточно сложно исправить. В предыдущей части статьи были рассмотрены общие вопросы выбора CMS, и теперь пора перейти к отбору некоторых кандидатов для более детального рассмотрения.

Выбор класса CMS

Все многообразие систем управления контентом можно объединить в три крупных группы - коммерческие, бесплатные и распространяемые исключительно вместе с создаваемыми сайтами. При выборе CMS следует рассматривать только системы, поставляемые отдельно, а к разработкам, предназначенным для создания сайтов изготовителями CMS, следует относиться чрезвычайно осторожно.

Нередко веб-студии используют в разработке сайтов CMS собственного изготовления, не предоставляя эту систему отдельно и не позволяя познакомиться с документацией на нее сторонним разработчикам. В этом случае заказчик будет привязан к конкретной веб-студии, и не сможет найти специалиста, способного дальше развивать сайт на должном уровне, при замене веб-студии по каким-либо причинам. В большинстве случаев при смене разработчика сайт приходится создавать заново. Кроме того, такие CMS разрабатываются небольшим коллективом и внедряются в сравнительно малое количество сайтов. В итоге системы оказываются недостаточно глубоко протестированными и содержат различные ошибки и уязвимости. То, что об ошибках пока неизвестно, объясняется не качеством системы, а ее низкой распространенностью. Вряд ли следует использовать системы управления контентом, разработанные какой-то веб-студией для использования на создаваемых ею сайтах, как бы заманчиво не звучали предложения этой студии. Коммерческие и бесплатные системы, проверенные временем и знакомые многим специалистам являются намного лучшим выбором.

Разработчики коммерческих CMS стараются создать впечатление, что бесплатные системы создаются любителями и отличаются низким качеством, но это неправда. Известные бесплатные системы управления контентом разрабатываются командами профессионалов, которые просто выбрали другой способ ведения бизнеса. Вместо получения денег за продажу каждой копии системы, они распространяют ее бесплатно, предлагая дополнительные услуги на коммерческой основе. Если в нашей стране такая модель бизнеса слабо распространена, то за рубежом достаточно многие коммерчески успешные проекты развиваются в рамках концепции Open Source, то есть с условием предоставления исходного кода программ. Чаще всего в этом случае продукты распространяются совершенно бесплатно, а доход разработчики получают за счет рекламы, спонсорства, продажи дополнительных программ или написания таких программ на заказ, платных консультаций и некоторых других работ.

Коммерческие CMS, распространенные в русскоязычном интернете, разрабатываются отечественными фирмами. Пока нет качественных зарубежных разработок, переведенных на русский язык и обеспеченных русскоязычной поддержкой. Вместе с тем свободно распространяемые системы разработаны, как правило, за рубежом, а наши соотечественники только переводят их на русский язык. Именно с этим в первую очередь связано отсутствие поддержки свободно распространяемых систем, даже за дополнительную плату. Обратиться к разработчикам коммерческих систем, живущим в нашей стране, намного проще, чем к иностранцам, не понимающим русский язык. Впрочем, для многих некоммерческих систем имеются сообщества пользователей, которые способны оказать значительную поддержку при возникновении проблем. Нередко имеются и специалисты, которые могут предоставить платную поддержку.

На практике ведущие коммерческие и свободно распространяемые CMS не так сильно различаются, как это говорится в рекламе первых. В некоторых случаях коммерческие системы предоставляют больше функций, а иногда бесплатные системы обеспечивают большую гибкость и удобство работы. Поддержка разработчиков CMS в большинстве случаев не требуется, если созданием сайта занимаются профессионалы. В любом случае, веб-мастер найдет решение возникшей проблемы тем или иным способом, а владельцу сайта обращаться следует именно к нему. Большинство стандартных задач отлично решаются, как с помощью коммерческих, так и с помощью бесплатных систем. Следует, правда, помнить, что разработка нестандартных модулей для коммерческих систем в общем случае обойдется значительно дороже, чем аналогичная работа для свободно распространяемых систем.

Получается, что лучшим выбором будет широко известная коммерческая или бесплатная CMS, используемая множеством пользователей на своих сайтах. К системе, специалистов по которой достаточно мало, следует относиться с опаской, какой бы привлекательной она не выглядела на первый взгляд. Системы управления контентом, с которой могут работать только специалисты единственной веб-студии, в большинстве случаев использовать не рекомендуется.

Проверка популярности системы

Для коммерческих CMS их распространенность и популярность чаще всего отдельно отмечена в рекламных материалах. Можно узнать, сколько сайтов создано на основе данной системы и сколько партнеров, разрабатывающих сайты, имеется. Также можно попытаться найти обсуждение системы на различных форумах, причем лучше искать недостатки, так как достоинства хорошо описаны в рекламных материалах. Если про систему не ведется никаких дискуссий, она, скорее всего, не слишком популярна. Можно просмотреть и рейтинги систем, но в подавляющем большинстве они носят откровенно рекламный характер и не отражают реального положения дел. Вообще, многие материалы по коммерческим CMS создаются в целях рекламы и оплачены разработчиками, так что не следует все найденные сведения воспринимать как абсолютную истину.

Популярность свободно распространяемой системы управления контентом можно определить по размеру и активности соответствующего русскоязычного сообщества. При этом следует отметить, что для некоторых CMS имеется несколько сообществ, каждое их которых имеет свой отдельный сайт. Если у русскоязычного сообщества какой-то CMS нет своего отдельного сайта¸ значит такая система не слишком популярна в нашей стране. Дополнительно о популярности можно судить по количеству сообщений на форуме поддержки и по частоте появления новых сообщений. Как минимум, на форуме ежедневно должно появляться новое сообщение, а общее их количество не должно быть менее тысячи. В этом случае можно надеяться, что специалистов, знакомых с данной CMS, достаточно много. Также можно просмотреть некоторые ответы на форуме, чтобы понять, отвечают ли на нем на вопросы об обнаруженных проблемах.

Хотя в общем случае более распространенные системы предпочтительней, иногда популярность является следствием долгой истории, а не высокого качества. Некоторые системы, созданные еще в прошлом веке, до сих пор достаточно популярны, хотя и морально устарели. Следует учитывать возраст системы при сравнении популярности, и в некоторых случаях отдавать предпочтение более молодой. Хотя нередко разработчики преподносят больший возраст как достоинство, это верно лишь отчасти. Несомненно, проверка временем позволяет обнаружить и исправить многие недочеты, но концепции, заложенные в систему лет десять назад, сегодня вряд ли соответствуют современным требованиям.

Среди бесплатных систем управления контентом достаточной популярностью и приемлемым качеством отличаются Drupal, Joomla, Wordpress, MODx, TYPO3, E107, phpBB и некоторые другие. Из коммерческих систем можно выделить 1С-Битрикс: Управление сайтом, NetCat, DataLife Engine, UMI.CMS, Amiro.CMS, HostCMS, ABO.CMS, Twinlight CMS, Invision Power Board. Естественно, среди систем, не отмеченных в этом списке, есть достаточно качественные, но пока их популярность не слишком высока.

В следующем материале, являющемся заключительной частью данной статьи, рассматривается применение конкретных CMS в тех или иных случаях, а также некоторые их особенности.

 

Реклама

Поиск на сайте

Введите ваш запрос для начала поиска.