Заказчику о выборе системы управления контентом сайта
Любой современный сайт использует в своей работе систему управления контентом (Content Manager System - CMS). Выбор такой системы - достаточно важный шаг, который нужно сделать перед началом проектирования сайта. При этом заказчик сайта должен принимать активное участие в выборе, а не просто следовать рекомендациям веб-студии.
Кто работает над сайтом
Если не рассматривать простые сайты, создаваемые непрофессионалами с неопределенными целями, имеется всего три варианта разработки сайта. Можно обратиться в веб-студию, заключить договор с веб-мастером или поручить создание сайта профессионалу, работающему в штате заказчика. При этом следует помнить, что разработчик может в будущем смениться, так что чрезвычайно важно использовать решения, доступные и понятные другим профессионалам. Ни в коем случае не следует выбирать систему, с которой может работать только один единственный разработчик.
В самом начале необходимо определить, кто будет осуществлять постоянную поддержку сайта и наполнение его контентом. Если этим будут заниматься профессионалы, к системе управления контентом не нужно предъявлять повышенных требований по удобству добавления и редактирования контента - специалист разберется в любой системе. Если же наполнением сайта будут заниматься люди, не разбирающиеся в создании и поддержке сайтов, возможности по управлению контентом выходят на первое место. При этом важно не только удобство добавления и редактирования текстов и изображений, но и защита системы от неверных действий пользователя. Каждая CMS предоставляет определенный набор возможностей, но разработчик может существенно изменить их, и это следует учитывать при составлении технического задания.
Что за сайт создается
Выбор тои или иной системы зависит от того, что за сайт планируется создать. Для крупного портала с планируемой посещаемостью в сотни тысяч обязательно должна разрабатываться уникальная система управления контентом, учитывающая все особенности такого портала. Даже если используется имеющаяся CMS, она должна быть существенно переработана, так что выбор системы для таких сайтов не имеет значения. Небольшие сайты, такие как домашние страницы обычных людей или сайты-визитки, можно разрабатывать с помощью любой бесплатной CMS. Так как большинство таких сайтов не представляет собой ценности для посетителей и поисковых систем, к ним не предъявляется каких-либо особых требований. Скорее всего, такой сайт окажется бесполезным, поэтому не стоит слишком серьезно относиться к его разработке.
Можно выделить еще одну группу сайтов, для которой выбор CMS заказчиком не выполняется. Большие сайты, заказываемые в известной веб-студии, чаще всего разрабатываются с использованием системы, выбранной этой студией. В этом случае заказчик доверяет раскрученному имени, и вряд ли в дальнейшем сменит разработчика, хотя бы потому, что уже заплатит достаточно большую сумму. Так как при разработке таких сайтов составляется подробное техническое задание, нужно убедиться, что в нем учтены требования по особенностям управления контентом, а как это будет сделано с использованием той или иной CMS - проблемы веб-студии.
Для остальных сайтов проблема выбора CMS стоит достаточно остро. Малые и средние сайты, с планируемым количеством посетителей от нескольких десятков до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч, которые в дальнейшем будут достаточно активно продвигаться, составляют большинство заказываемых сайтов. Именно при создании такого сайта заказчик должен активно влиять на выбор системы управления контентом.
Критерии выбора системы управления контентом
Во многих обзорах CMS основное внимание уделяется возможностям разработки сайтов с помощью тои или иной системы, что не совсем верно. Разработчик сайта может сделать все, что нужно, используя при этом практически любую систему, вопрос лишь в том, насколько это будет сложно и дорого. Это же касается и средств работы с контентом, предоставляемым заказчику - имеется возможность доработать стандартные возможности CMS под нужды заказчика. На первом месте при выборе должны стоять несколько иные критерии.
Как отмечалось выше, при смене разработчика работа над сайтом должна продолжаться без особых усилий. То есть в случае необходимости можно будет найти специалистов, знакомых с конкретной CMS. Если использовать уникальную систему, известную только одной фирме, при разрыве с ней отношений сайт придется переделывать заново. Хотя в начале работы над сайтом заказчики не предполагают, что могут сменить изготовителя, на практике это происходит достаточно часто.
Требования к хостингу, определяемые CMS, следует изучить особенно внимательно. Практика показывает, что смена хостинга - не такая редкая операция, и надежная работа на любом хостинге, как и простота переноса сайта, чрезвычайно важна. Кроме того, следует определить, какой вариант хостинга необходим. Большинство не слишком крупных сайтов использует виртуальный хостинг с поддержкой PHP и MySQL, и это следует учитывать при выборе CMS. Если система требует хостинг на основе Windows, это следует обдумать отдельно, так как такой вид хостинга менее распространен и стоит несколько дороже. Некоторые системы при увеличении нагрузки потребуют выделенный сервер, что также следует учесть при определении затрат на поддержку сайта.
Любой создаваемый сайт потребует поисковой оптимизации, чтобы его смогли найти потенциальные клиенты. Далеко не все CMS позволяют создавать сайты, оптимизированные для поисковых систем. Возможности поисковой оптимизации, заложенные в систему управления контентом, должны дать дополнительные преимущества некоторым системам при выборе. При этом не следует забывать, что основная нагрузка по оптимизации ложится не на CMS, а на специалистов, работающих над сайтом.
Тип сайта существенным образом влияет на выбор системы. Для блога более подойдет одна CMS, а для интернет-магазина - совершенно другая. Даже универсальные системы управления контентом чаще всего лучше адаптированы для отдельных типов сайтов. При этом нередко веб-студии стараются использовать систему, которая им лучше знакома, а не ту, что лучше подойдет для конкретного сайта.
Естественно, при выборе CMS не следует останавливаться на системах, неспособных реализовать все задуманные функции. Далеко не все системы управления контентом позволяют реализовать все, что хочет видеть на сайте заказчик, а доработка нередко оказывается слишком дорогой. Если конкретная CMS не позволяет что-то реализовать, в первую очередь следует подумать о смене системы, а не об изменении технического задания, хотя в некоторых случаях придется отказаться от отдельных труднореализуемых функций.
Трудозатраты, которые потребуются для создания сайта, также важны. При этом не следует ориентироваться на использование готовых шаблонов, так как для качественного сайта необходимо изготовить уникальный дизайн. Хотя конкретные затраты на создание сайта с использованием той или иной CMS в первую очередь зависят от разработчика, заказчик должен понимать, что в некоторых случаях трудозатраты сильно завышены из-за особенностей выбранной системы. Сменив ее, можно достигнуть снижения стоимости разработки. Правда, нередко при этом придется сменить и разработчика.
Стоимость системы управления контентом нередко является определяющим критерием, но при этом следует учитывать суммарную стоимость самой системы и разработки сайта, а также стоимость дальнейшей поддержки сайта. Возможно, заплатив больше за мощную систему, вы сэкономите на разработке сайта, но может быть, что дорогая система не даст никакого выигрыша по сравнению с более дешевой или даже бесплатной.
В следующей статье, которая является продолжением этой, рассмотрены более конкретные вопросы выбора CMS.