Эффективность коммерческого сайта важна для определения стратегии его развития
Цель любого коммерческого сайта - приносить максимальную прибыль. Эффективность сайта можно определить, как отношение средств, вложенных в его создание и функционирование, к доходам, полученным с помощью этого сайта. Естественно, речь идет только о коммерческих сайтах, а не о тех, что созданы с неизвестной целью и никак не связаны с получением дохода.
Определить величину расходов чаще всего бывает достаточно легко. Требуется просто суммировать все затраты на разработку сайта, наполнение его контентом, регистрацию доменного имени, оплату услуг хостинга, поисковое продвижение и другие работы по поддержке сайта. Если какую-то часть работ выполняли сотрудники фирмы, которой принадлежит сайт, следует учесть затраты на оплату их труда, наряду с расходами по привлечению сторонних специалистов.
В некоторых случаях достаточно просто определить и приносимый сайтом доход. Если сайт предназначен для размещения различного вида рекламы и ссылок на другие сайты, то все полученные от этого средства и являются доходом сайта. Также не составит особого труда определить доход интернет-магазина, осуществляющего продажи исключительно через интернет. К сожалению, далеко не всегда расчет дохода так прост.
Многие сайты поддерживают основной бизнес коммерческой организации, добиваясь того, чтобы потенциальный клиент каким-либо способом связался с представителем этой организации. При этом контакт может осуществляться самыми разными способами, как связанными с интернетом, так и не связанными. Конечно, можно спрашивать каждого клиента об источнике информации о фирме, но не всегда этот способ приемлем. Чаще доход определяется приблизительно, на основе некоторых статистических данных. Еще сложнее оценить эффективность сайта, убеждающего приобрести товары и услуги, не предлагая непосредственных способов связи. В этом случае доход также вычисляется с некоторой погрешностью, на основе имеющихся оценок.
Если величину дохода нельзя определить непосредственно, она вычисляется на основе количества посетителей сайта. При этом достаточно велика погрешность, так как не учитываются особенности посетителей. Возможно, большинство посетителей приходят на сайт для просмотра красивых иллюстраций, и не становятся в дальнейшем клиентами. Чтобы учитывать только целевых посетителей, необходимо определить перечень бизнес-событий и наладить их учет. К таким событиям может относиться подписка на рассылку, загрузка прайса, просмотр ключевой страницы, запрос дополнительных сведений и тому подобное. Если учитываются только посетители, вызвавшие одно из бизнес-событий, точность расчета эффективности сайта существенно вырастет.
Также допустимо использовать коэффициент, указывающий соотношение посетителей сайта, ставших клиентами фирмы, ко всем посетителям. Этот коэффициент можно определить в результате проведенных исследований, а можно взять на основе данных о сайтах аналогичной тематики. В любом случае следует помнить, что далеко не каждый посетитель сайта в дальнейшем станет клиентом и принесет какой-то доход.
Дополнительно для вычислений потребуется определить средний доход от каждого клиента. Чаще всего его определить нетрудно, зная количество клиентов и обороты компании, но следует учитывать, что клиенты, пришедшие из интернета, могут отличаться от остальных. Впрочем, для приблизительных расчетов этими различиями можно пренебречь.
В итоге наибольшая трудность при расчете эффективности сайта заключается в определении точного количества посетителей, ставших клиентами. Чаще всего точно определить это количество не удается, и используются различные приблизительные оценки. Естественно, одного определения эффективности мало, нужно определить меры по ее увеличению, но это уже совсем другая тема.