Оптимизаторы против пользователей
В последнее время чрезвычайно востребованы услуги оптимизаторов, помогающих сайтам попасть на первые места в результатах поиска. Согласно исследованиям, большинство новых пользователей приходят на сайт из поисковых систем, а если сайт не входит в первую тридцатку в результатах поиска, переход на него маловероятен. Обратной стороной оптимизации сайтов стало снижение качества поиска. Часто в результате поиска вы получаете не те сайты, на которых имеется нужная информация, а те, которые лучше оптимизированы.
В принципе внутренняя оптимизация не противоречит задачам пользователя. Если поисковые фразы выделены, несколько раз повторяются и их можно найти в заголовках, такой сайт, скорее всего, действительно удовлетворяет условиям запроса. Но поисковые системы много внимания уделяют не только соответствию содержания сайта поисковому запросу, но и «авторитетности» сайта. То есть, первыми в запросе выводятся сайты, на которые ведет много ссылок, пусть информация на них и не слишком соответствует запросу. На практике получается, что «авторитетность» определяется количеством вложенных средств, и в первых позициях по популярным запросам находятся те сайты, которые вложили больше денег в раскрутку.
Конечно, есть и исключения. Сверхпопулярные сайты, посещаемые многими тысячами людей ежедневно, в большинстве случаев не требуют дополнительных вложений для раскрутки, но создать такой сайт очень трудно, и само его создание и поддержка стоит достаточно дорого. Для обычного сайта коммерческой организации практически единственным способом попасть в первые места поисковой выдачи - заплатить больше денег, чем конкуренты.
В принципе если ищется организация, которая может предоставить какие-то услуги, такой подход оправдан - на первом месте окажутся организации, предлагающие именно эти услуги. Однако не всегда ищется коммерческое предложение. Например, пользователь может искать описание, как выполнить ту или иную работу самостоятельно. Если кто-то продает материалы о такой работе, они, скорее всего, окажутся на первом месте. Также высоко в поисковой выдаче будут коммерческие предложения по выполнению этой работы за деньги, хотя они не интересуют пользователя. Бесплатную информацию о самостоятельном выполнении работы, чаще всего, будет достаточно трудно найти.
Алгоритмы поисковых систем далеки от совершенства, а действия, выполняемые оптимизаторами, еще больше затрудняет работу по поиску нужных пользователю документов. В результате большинство найденного является поисковым спамом - совершенно бесполезной информацией для того, кто ввел запрос на поиск. Работа поисковых систем постоянно усовершенствуется, и, возможно, через некоторое время найти именно то, что требуется, станет легче. Однако сегодня найти труднее, чем несколько лет назад, и пока не видно, что ситуация меняется к лучшему.
При этом оптимизаторы вынуждены увеличивать количество ссылок на сайт, так как этого требует поисковая система, чтобы поставить сайт на лучшее место. В итоге, скорее, не оптимизаторы работают против пользователей, а алгоритмы поисковых систем не настроены для лучшего удовлетворения запросов пользователей. В принципе, основной доход поисковые системы получают от размещения рекламы и им выгодно, чтобы сайт было трудно найти, так как в этом случае реклама останется единственным способом заявить о себе. И борьба с оптимизаторами идет не за улучшение поиска, а за то, кому будут платить владельцы сайтов. К сожалению, как всегда, крайним оказывается рядовой пользователь. Качество поиска ухудшается, в то время как количество денег, потраченных владельцами сайтов, постоянно растет.